|
| |
Активно застраивался и Васильевский остров. Александр Данилович Меншиков вызвал в Петербург работавшего в Москве архитектора Джованни Марио Фонтана. В 1710 году по проекту Фонтана «лицом к реке начат строением каменный дом», и уже осенью следующего года Меншиков справил «новоселье в своих нововыстроенных палатах». Однако строительные работы в этом самом большом, высоком и пышном в то время дворце Петербурга продолжались еще несколько лет. В 1712 году Фонтана уехал на родину, в Швейцарию, и Меншиков для отделки здания нанял немецкого «мастера палатного и гипсового дела» Иоганна Готфрида Шеделя.
Петр заботился не только о строительстве Петербурга, но и об увеличении населения в новом городе. В 1710 году он приказал переселить в Петербург около 15 тысяч мастеровых людей с их семействами, отвести им земельные участки и по-строить дома за счет казны.
В 1712 году Санкт-Петербург стал столицей.
Сюда переехали не только царская семья, двор, но и главные государственные учреждения, и в 1713 году последовал указ, согласно которому все, кто был при-числен к царскому двору, обязывались строить дома и жить в городе безотлучно. На невском берегу, вблизи Литейной части, был выстроен дом для царевны Натальи Алексеевны, а рядом — дом царевича Алексея.
Петр осознавал, что строительство в новой столице требует продуманного плана, и в 1715 году в Петербург был выписан опытный и талантливый инженер-архитектор из Парижа Ж.Б. Леблон. По замыслам Петра и плану Леблона, которого Петр возвел в ранг генерал-архитектора, новая российская столица должна была представлять нечто среднее между Амстердамом и Венецией. Центральные части города и Васильевский остров предполагалось, прорезав каналами, разделить на правильные и неправильные четырехугольники, в центре которых расположились бы площади с фонтанами, окруженные красивыми зданиями.
На Васильевском острове еще до появления Леблона по указу Петра, чтобы ослабить силу наводнений и облегчить проход торговых судов к центру города, начали рыть три больших канала. На их месте позже протянулись Большой, Средний и Малый проспекты. Были вырыты каналы и за Литейной частью. Позднее они превратились в Шпалерную, Захарьевскую и Сергиевскую улицы-
и стали оплотом «персональности и зажиточности» застройщика. Одноэтажные, с тремя-четырьмя окнами на улицу, — «для подлых» (не имевших чина), одноэтажные, но с небольшим мезонином и четырнадцатью окнами — «для зажиточных» и двухэтажные каменные дома с подвалами и высокой кровлей «с переломом» — «для именитых».
Помимо Дворцовой набережной застраивались и другие части города. Все больше домов, в том числе и для родовитой знати, возводилось за Фонтанкой, неподалеку от Литейного двора. Развивалась и Выборгская сторона, заселенная мастеровыми, торговцами и солдатами. Там начали возводить большое каменное здание госпиталя (ныне на этом месте стоит Военно-медицинская академия) и корпуса кирпичных заводов. На Выборгской стороне стали появляться и дачи знатных особ.
Со временем у Петра родилась идея перенести центр города на Васильевский остров. Постепенно туда перевели порт, таможню и Гостиный двор. По проекту Д. Трезини на Васильевском острове началось строительство здания Двенадцати коллегий, где должны были разместиться главные правительственные учреждения страны. У Стрелки Васильевского острова (так называли восточную оконечность острова) начали возводить специальное музейное здание — Кунсткамеру. Помимо астроно-мической обсерватории и анатомического театра (музея) здесь предполагалось разместить первую общественную библиотеку.
Со временем изменился облик Александро-Невского монастыря. В 1717 году вместо деревянного началось возведение каменного монастыря. Был заложен и каменный собор во имя Святой Троицы. В примыкавших к собору корпусах открыты больница и Цифирная школа, переименованная затем в Славяно-греко-латинскую семинарию, а также основана казенная типография, в которой печатался официальный государственный орган «Ведомости».
Преображалась и крепость на Заячьем острове. По проекту Д. Трезини здесь начали строить новый каменный Петропавловский собор с необычайно высокой колокольней и шпилем.
В 1720 году на Мойке был построен первый петербургский театр, в котором шли оперные спектакли иностранной труппы Манна. В летнее время местом публичных увеселений был Летний сад, разбитый по плану Леблона. В саду были устроены гроты, в которых помещались мраморные и свинцовые скульптуры. Длинные и прямые липовые аллеи перемежевывались цветниками и фонтанами.
Вместе с плановой застройкой Санкт-Петербурга в его окрестностях началась работа по созданию дворцово-парковых ансамблей Петергофа, Царского села, Гатчины, Павловска, Ораниенбаума и Стрельны.
В 1723 году Канцелярия городовых дел была переименована в Канцелярию от строений. Во главе ее стояли Д. Трезини и его ученик и помощник Михаил Земцов.
На протяжении всего времени правления Петра главными магистралями города были водные. Чтобы не мешать судам свободно передвигаться, Петр не разрешал строить мосты через Неву. Лишь после его смерти Меншиков приказал создать первый, наплавной, мост от своего дворца на Васильевском острове к Исаакиевской церкви на Адмиралтейской стороне.
home
дальше |